Представители полиции и Пенсионного фонда рассказали о новых способах мошенничества, жертвами которых становятся жители нашей республики.

На сумму до нескольких сотен тысяч рублей мошенники обманывают жителей Карелии. Об этом сегодня сообщили представители петрозаводского УМВД и следственного управления.

По словам замначальника полиции карельской столицы Сергея Типунова, ежедневно его коллеги фиксируют новые способы телефонного и интернет-мошенничества, и число преступлений постоянно растет. Только за сегодняшний день в органы поступили два заявления от граждан, за месяц регистрируется порядка 50-60 фактов преступного обмана, а за девять месяцев этого года правоохранители уже возбудили 650 уголовных дел, тогда как в 2015-м этот показатель остался на отметке 700.

Большая часть преступлений в Сети на сегодняшний день происходит на сайте Avito. Злоумышленники выступают как в роли продавца, так и в роли покупателя. Человек рассказывает, что на товар или квартиру очень большой спрос и, чтобы она не ушла к другим, просит оплатить залог еще до персональной встречи. Жертва обмана расстается со средствами, едет смотреть товар, но ее уже никто не ждет. Так, житель одного из регионов России отдал 250 тысяч рублей за КамАЗ, который якобы продавали в Карелии. По этому факту сейчас проводится проверка.

"На сайте может появиться объявление о продаже автомобиля, на который указана доступная цена, ниже средней рыночной. Мошенник использует психологические приемы, вводит человека в заблуждение" -отметил Сергей Типунов.

Обманывают людей и при поиске работы.

- Что касается вакансий, то на сайте появляется высокооплачиваемое предложение, граждане соглашаются на него. Когда же планируется встреча с потенциальными работодателями, то жертву просят купить на собеседование какую-то продукцию, а также положить деньги на телефон условного начальника.

Гражданин ничего не подозревает: ему говорят, что при личной встрече средства будут возмещены, и просят обязательно взять с собой чек. Граждане переводят деньги, но, когда приезжают на место, их там опять же никто не ждет.

В полиции отмечают, что в случаях, когда мошенники становятся покупателями, то чаще всего они просят сообщить им данные карты, чтобы те могли перевести аванс за товар. При этом сумму продавцу предлагается назначить самостоятельно. В таких случаях в полиции просят помнить, что для перевода средств на чужую карту человеку достаточно знать только ее номер. Просьба предоставить другие данные должна насторожить гражданина. Такими сигналами также могут выступать телефонные звонки с операторов чужих регионов, а также предложения о переводе денег еще до личной встречи.

Как отметила старший следователь Следственного управления по Петрозаводску, такой тип мошенников предпочитает работать за пределами своего субъекта Федерации, что усложняет расследование.

- По России раскрываемость подобных преступлений находится на уровне 3-6%. Что касается возвращения утраченных средств, то правоохранительные органы делают для этого все: арестовываются счета, имущество, если такое вообще имеется. Но чаще всего данная категория граждан не держит деньги на своих счетах: их сразу же распределяют. Поэтому преступников наказывают, но вернуть деньги затруднительно, - подчеркнула старший следователь Следственного управления по Петрозаводску Галина Жуковская.

Самой незащищенной от мошеннических схем категорией остаются пожилые люди. По словам Жуковской, граждане из мест лишения свободы обзванивают абонентов другого региона, изменяя только последние цифры номера, до тех пор, пока не услышат на другом конце провода голос человека в возрасте. В этих случаях часто разыгрывается сценарий перевода средств для помощи родственников, якобы попавших в беду.

Злоумышленники пытаются нажиться и на тех, кто уже пострадал от действий преступников. Человек представляется сотрудником компании, распространяющей БАДы, и говорит, что за обман в прошлый раз ему полагается компенсация. Для того чтобы ее получить, необходимо назвать данные карты или перевести небольшую сумму на указанный счет, чтобы увеличить прибыль в разы. Таким образом мошенники выманивают от 5 до 100 тысяч рублей. Представляются злоумышленники и сотрудниками Пенсионного фонда.
- Важно помнить, что все услуги, которые предоставляет Пенсионный фонд, носят заявительный характер. Мы не ходим по домам и не общаемся по телефону в отношении персональных данных. Если консультация касается персональных данных, то человеку нужно будет лично явиться в территориальные органы Пенсионного фонда,
- заметил начальник межрегионального управления ПФР по Петрозаводску Алексей Поташев. По его словам, если представитель фонда позвонил вам в дверь, то следует проверить его служебное удостоверение, в котором обязательно должны быть фотография, указаны занимаемая должность и фамилия, имя и отчество.

Присутствующие на брифинге специалисты перечислили еще ряд мошеннических схем, среди которых обманы в социальных сетях: взломы чужих аккаунтов и фейковые страницы интернет-магазинов, чье существование стоит всегда проверять в Интернете или с помощью указанных контактных данных. Мошенники могут подстерегать и в рабочее время. Так, в карельской столице возбуждено уголовное дело, когда злоумышленник обзвонил несколько гостиниц и, представившись директором, просил новых администраторов передать деньги из кассы с таксистом, который подъезжал по указанному адресу. После этого водитель переводил определенную сумму на счет, а себе оставлял деньги за работу.

- Мнимый директор расспрашивал, сколько в гостинице постояльцев, были ли жалобы, как часто меняется белье в номерах. Опытные администраторы прерывали разговор, раскрывая обман, но новые сотрудники, как правило, еще не знают начальство по голосу. Этим и пользуются злоумышленники.